Арт-Проект Галереи Искусств "АНРЕ"
Е.С.ЛАЗАРЕВ (экс глав.корреспондент журнала "Наука и Религия")
~ В ПРОСТРАНСТВАХ НАДМИРНЫХ МИРОВ ~
"Два десятка Вселенных, спрессованных, упакованных в кубатуру небольшого цеха на Винзаводе, словно зазипованный файл,- вот чем
была выставка "Гейзеры Подсознания", положившая начало
"Галерее Искусств Андрея Некрасова и Елены Репиной" (сокращенно "АНРЕ"). Отринув все музейные нормы оптимальной развески картин,
сжав до предела пространство обзора, создатели и организаторы
выставки сотворили чудо. Потому что картины работали!
Прицельно и точно, как выстрел в упор. Не переходя вальяжно из
зала в зал, а тусуясь на месте, зритель делал шаг вправо или влево - и оказывался уже в другой Вселенной, в лучах совершенно
иных светил.
Создатели Галереи при компановке экспозиции не стали выделять себя, представив совсем немного собственных работ, к тому же в
не лучшим образом освещенных местах зала. В нахрапистый век это,
безусловно, поступок и позиция.
В свое время, Андрей и Елена вдохновились идеей новой Галереи
Искусств. Именно "Искусств", во множественном числе: по замыслу
основателей, здесь могли бы выразить себя не только художники, но и музыканты, артисты, поэты... Именно сейчас востребована идея современного синтеза различных видов искусства, столь ярко
заявившая о себе в 1920-е годы в деятельности художественной
группы "Маковец".
Противодействие футуристической расчлененности, аналитичности искусства поистине актуально и сейчас, в постмодернистскую эпоху. И есть какой-то особый смысл в том, что основой нынешнего
синтеза становится "Эзотерический символизм в сюрреалистическом
изложении", ведь сюрреализм в расхожем понимании - родной брат
футуризму.
Создатели Галереи "АНРЕ" ставят перед собой цель не просто открыть таланты, но и поднять их, помочь художникам. Надо ли говорить, насколько важна сейчас такая помощь...
И вот двадцать художников, на первый взгляд очень разных, впервые соединили свои работы в "Гейзерах Подсознания" - теперь
уже всемирно известном Проекте!
Бесспорно, искусству противопоказана жестокость,- тем более искусству, ориентированному на высокий синтез, тем более в
диалоге со зрителем: без него желанный синтез будет неполон.
Тормозом для художника оказывается любая априорная заданность -
- стилевая, техническая, идеологическая.
Не в этом ли была беда соцреализма? Жесткая конструкция по определению не способна к трансформации, к движению,
к преображению, без которого нет жизни духа. Истинный художник
может и не формулировать это на рассудочном уровне, но
подсознательно он всегда будет духовно открыт, восприимчиво-
гибок и всеобъемлющ в своих исканиях нового, будь то образные средства, технические приемы или, так сказать, целокупное
семантическое пространство искусства.
Духовная основа Галереи "АНРЕ" складывалась без априорной
программы, возведенной в ранг канона: такая программа превратила бы живое творчество в плоское иллюстрирование ее постулатов.
Не унылая формализованность отличает работы объединившихся вокруг Галереи мастеров, а некое особое, удивительное, почти
мистическое качество."
Е.С.ЛАЗАРЕВ
Москва,2008. Издательство "ВЕЧЕ".
|